Междисциплинарный подход к сокращению гендерного разрыва в STEM науках

 

Теута Сахатхия, по ее определению, прежде всего инженер. Ее карьера охватывает все сферы деятельности – от инженерии до бизнеса и дипломатии. Но во всех этих сферах она уделяет большое внимание тому, чтобы женщины могли реализовать свои мечты вместе с ней. Совсем недавно Теута основала организацию Women in Tech, чтобы помочь женщинам сделать карьеру в STEM с помощью цифровых технологий. Она рассказала STEM4ALL о своей карьере и борьбе за гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин.

Теута, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы впервые заинтересовались наукой и техникой и какое воспитание Вы получили?

Я всегда с энтузиазмом относилась к науке и технике. Мой отец был учителем технологии, а дядя – инженером. Они стали для меня самыми первыми примерами для подражания и учителями. Отец проводил со мной эксперименты. Моей любимой игрушкой в детстве была коробка с пятьюдесятью экспериментами с электричеством. Еще я помню магнит, с помощью которого я могла перемещать железную пыль. Вся моя семья поощряла мою любовь к науке. Бабушка была моей первой аудиторией – невольной аудиторией, если честно. Я заставляла ее наблюдать за моими научными открытиями, и иногда она оказывалась вовлеченной в процесс немного больше, чем планировалось. Однажды я была совершенно очарована центрипитальными и центробежными силами и хотела показать ей, как они работают, раскачивая ведро с водой на веревке. Но я не учла силу соединения, и ведро оказалось у нее на коленях. Она очень хорошо отнеслась к этому.

Замечательно иметь семью, которая оказывает поддержку. Поменялась ли ситуация, когда Вы стали заниматься наукой более серьезно?

Были моменты, когда моей семье требовалось время, чтобы понять мои решения. В школьные годы я училась в очень сложной математической гимназии. Я была единственной девочкой во всем поколении. Поначалу они не очень поддерживали мое решение учиться в этой школе, но со временем смирились. Они увидели, что я целеустремленная и не собираюсь менять свое решение только потому, что мне трудно. Это то, что я передела своим детям: я не скрываю от них трудности, но если они покажут мне, что полны решимости сделать что-то, даже если это трудно, я их полностью поддержу. Когда нужно было принять решение о том, что выбрать – физику или инженерное дело, моя семья очень здорово отреагировала. Она позволила мне самой принять решение и поддержала меня. Но когда я начала свое первое дело, моя семья засомневалась. Меня воспитывали так, чтобы я сама принимала решения и брала на себя ответственность за свои успехи и неудачи, и отговорить меня было непросто. Тем не менее, моя семья не хотела и боялась трудностей, с которыми я могла столкнуться, начиная бизнес в области радиосвязи с нуля. Вначале они пытались отговорить меня, говоря, что это очень ответственная работа в отдаленных районах со сложным рельефом, включая подъем на вышки связи и высокие здания, работа с трудными клиентами. А как женщина, я могу столкнуться с дополнительными трудностями. Я выслушала их, приняла все к сведению и сказала, что буду продолжать следовать своей мечте и буду благодарна им за поддержку. Конечно, я столкнулась со всеми трудностями и проблемами, о которых они говорили, но радость от выполненной работы и удовольствие от решения сложных инженерных задач – это то, что я не могла пропустить.

Ваша карьера охватывает множество различных секторов и направлений. Как Вы оказались в дипломатии?

Я никогда не думала, что буду заниматься политикой. С детства, можно даже сказать, с рождения, я видела себя в науке. Но после войны в Косово* открылись уникальные возможности, и создание новых структур и систем поддержки стало тем, что потребовало помощи со всех сторон. В то время я занималась бизнесом. Я видела, с какими проблемами сталкиваются владельцы бизнеса, особенно в плане нехватки законодательства. Это было своего рода внутреннее призвание – помогать развитию нашего правительства. Я горжусь тем, что работала на разных политических должностях. Я вижу события, которые произошли благодаря тому, что я оказалась в нужном месте в нужное время. Даже если они выглядят по-другому, я думаю, что мое образование и опыт работы в STEM позволили мне взглянуть на стоящие перед нами проблемы под другим углом. Я вижу связи, которые необходимо установить, и кратчайший путь к их установлению. Когда я только пришла в политику, меня постоянно разочаровывали люди, которым требовалось тридцать минут, чтобы ничего не сказать. Как инженеру, мне хватало двух предложений. Когда у вас есть образование в области STEM, вы мыслите более математически или аналитически, и вы находите кратчайшее, наиболее эффективное решение. Вы не просто заявляете о проблеме – вы находите ответ.

С какими проблемами Вы сталкивались в своей карьере, когда речь шла о гендерной дискриминации?

К сожалению, я столкнулась с дискриминацией по половому признаку. Я думаю, что все женщины, работающие в «мужских сферах», сталкивались с ней. Даже в школьные годы эта предвзятость была очевидна. Некоторые мои учителя не считали, что девочкам место в моей математической гимназии, и из шести девочек, которые начинали вместе со мной, через год осталась только я одна. В течение своей карьеры я также сталкивалась с дискриминацией и даже теряла клиентов из-за того, что была женщиной в «неправильной сфере». Вспоминается один случай. Я переписывалась с потенциальным клиентом, но только письменно. Когда мы встретились в первый раз, вместе со мной на встрече присутствовали двое мужчин-радиотехников. Клиент поприветствовал нас троих, а затем спросил, кто из них Теута. Когда я ответила, что я – Теута, он просто взорвался: «Что, женщины! Какого черта вы делаете в области радиосвязи?». Я спросила: «А какое это имеет значение?». На что он ответил, что это мужская сфера. Он повернулся и просто ушел. Я потеряла эту работу, но не потеряла веру и энергию, чтобы продолжать работать в этой «мужской сфере». Я добилась успеха в своей работе, доказав, что радиосвязь – это «моя сфера», и вскоре мне дали прозвище «Леди Моторола».

Как Вы добивались того, чтобы гендерное равенство стало приоритетом в Вашей карьере?

Еще с 1999 года я прилагала усилия для того, чтобы вопросы гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин стали одними из приоритетных для меня. Я обучала женщин основным навыкам работы с ИТ. Моя миссия заключалась в том, чтобы обеспечить женщин навыками, которые им понадобятся для трудоустройства по мере развития и функционирования институтов Косово*. Я начала обучение только с женщин, чтобы освободить для них место в этом новом начинании и убедиться, что они получат сертификаты и уверенность в себе, необходимые для использования внезапно открывшихся перед ними возможностей. И сегодня ко мне подходят люди и говорят, что они учились по этим программам – от банковских служащих до женщин- полицейских. Я горжусь и радуюсь тому, что моя работа оценена по достоинству и что я действительно изменила мир к лучшему. В то время также было здорово, что большое внимание уделялось компьютерной грамотности. Было приложено много усилий для того, чтобы Косово стало местом, где работают с цифровыми технологиями с уровнем проникновения интернета – 97-98%, что также способствовало приходу женщин в эти сферы. Однако нельзя сказать, что в этой области все достигнуто. Когда я недавно выступала в одном из университетов, мне было приятно видеть, что почти 50 процентов студентов – девушки. Это очень обнадеживает. Однако когда мы смотрим на профессоров, менеджеров и другие высокие должности, цифры снова падают. В этом и заключается наша текущая задача: выяснить, почему так происходит и как это изменить. Для решения этой задачи в прошлом году я основала компанию Women in Tech, цель которой – помочь женщинам сделать карьеру в области STEM через расширение их прав и возможностей в цифровых технологиях.

Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для того, чтобы большее число женщин могли строить карьеру в STEM науках и продвигаться по ним?

Прежде всего, нам необходимо привлекать женщин и женские взгляды и умонастроения с раннего детства и до конца жизни. Я думаю, что большинство девочек начинают отказываться от карьеры в STEM науках, когда они сталкиваются с первыми препятствиями в математике, а их учителя не готовы показать им, что это можно сделать. Необходимо повышать качество образования, а также предоставлять девочкам стипендии для изучения математики в раннем возрасте, чтобы снизить уровень уклонения и неприятия. Изменение культурных норм также является одной из ключевых потребностей. Мы должны применять более комплексный подход, не только когда речь идет о STEM, но и для многих других вещей. Например, когда я была председателем женской межпартийной фракции, мы получили от парламента предложенный список послов – все мужчины. Мы не приняли этот список. Более того, мы вышли из парламента и провели акцию протеста, которая широко освещалась в СМИ, и добились успеха. Но в силу культурных норм некоторые СМИ начали нас высмеивать, называя нас «глупыми девочками», которые не задумываются о том, что уже получили много чего. Мы – выходцы из общества, в котором тысячелетиями существовала дискриминация по половому признаку, где женщинам говорили, что им место только в определенных местах и что они могут заниматься только определенным родом деятельности. Нам необходимо, чтобы гражданское общество, правительство, лица, принимающие решения, СМИ – все были в деле, чтобы преодолеть этот барьер и ускорить достижение гендерного равенства. Правительство уже предприняло некоторые действия, например, пообещало выделить 2 млн. евро на стипендии для девушек, изучающих STEM науки. Есть и такие меры, как помощь STEM-бизнесу и фонды посевных инвестиций. Однако многое еще предстоит сделать. В правительстве и на руководящих должностях по-прежнему не хватает женщин. Каждое решение, принятое без учета интересов мужчин и женщин, – это решение только для половины населения. Привлечение к работе представителей обоих полов – это как работа двумя руками. Невозможно быть продуктивным, держа одну руку в кармане. Вовлекать всех – это разумно: это лучше для образования и для экономики. Это использование всех наших возможностей. Особенно когда речь идет о цифровой трансформации – это уже не будущее, а настоящее. Большие данные и искусственный интеллект повсюду, и обсуждения на данную тему недостаточны. Искусственный интеллект стал важнейшим элементом принятия решений в области здравоохранения, безопасности автомобилей, продуктов питания и городского планирования. Но мы недостаточно говорим о том, что 80% больших данных поступает от мужчин, причем в основном от белых мужчин. Это оказывает огромное негативное влияние на женщин. Например, женщины чаще гибнут в автомобильных авариях, потому что манекены для испытаний изготавливаются по мужским размерам. Женщины с кардиостимуляторами умирают чаще, потому что стандартные триггеры для кардиостимуляторов разрабатываются на основе мужчин. Нам нужно, чтобы женщины участвовали в разработке кибербезопасности, искусственного интеллекта, больших данных и блокчейна. Если бы женщины были задействованы на каждом этапе, таких различий не было бы.

Есть ли у Вас советы женщинам и девушкам, которые хотят заниматься STEM науками или заинтересованы в межсекторном развитии, как это сделали Вы?

Прежде всего, быть инженером – это круто. Я работала на разных должностях, но когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, я отвечаю, что я инженер. Будут трудности, вы столкнетесь с дискриминацией и предвзятостью. Но это не повод сдаваться. Вы должны показать, что они не правы, и показать себя всем в своем великолепии. Просите о помощи, ищите примеры для подражания, входите в сети и находите наставников, которые могут и хотят открыть для вас двери. Где бы вы ни были, приводите с собой больше женщин и не бойтесь перемен. Создавайте свои собственные сети и формируйте критическую массу женщин. Вместе вы сможете изменить менталитет, преодолеть дискриминацию и помочь друг другу.

Теута Сахатхия получила степень бакалавра и магистра наук в области электроники и телекоммуникаций в Университете Приштины (Косово). Она работала в области радиосвязи в качестве технического эксперта и бизнесвумен. После прихода в политическую сферу Теута занимала должности советника президента Сейдиу и председателя парламентского комитета по европейской интеграции в период подготовки ССА, а также заместителя министра иностранных дел и диаспоры и генерального консула Косово в Нью-Йорке. О ее последнем начинании – создании организации Women in Tech можно узнать на сайте WiT.