«Успеть поймать момент»
Доктор Ясминка Хасич – профессор и исследователь факультета компьютерных наук в Сараевской школе науки и технологии в Боснии и Герцеговине. Помимо преподавания д-р Хасич занимается анализом данных с использованием методов искусственного интеллекта. Она является членом междисциплинарной исследовательской группы, изучающей, как бактерии в нашем кишечнике влияют на поведение, например, на расстройства аутистического спектра.
Д-р Хасич всегда тянулась к математике и естественным наукам и никогда не чувствовала себя отверженной из-за того, что была девочкой. В детстве математика давалась ей естественно, а мотивирующим фактором стали родители: ее мать была инженером, а отец – экономистом; учителя же подогревали ее страсть к этому предмету. В начальной школе учителя бросали ей вызов и поощряли ее участвовать в соревнованиях по математике и естественным наукам.
В начале войны в Боснии и Герцеговине ее семья уехала из страны в Нью-Гэмпшир в США, где она начала новую жизнь в качестве ученицы средней школы. Она считает, что ей повезло учиться в США, где, по ее воспоминаниям, учебные программы по математике и естественным наукам были действительно «обогащенными». Один из ее учителей даже получил престижную Филдсовскую медаль и стал большим вдохновением для доктора Хасич. Благодаря постоянной поддержке родителей и учителей, ее уверенность и самооценка укреплялись, и она преуспевала по всем предметам. Доктор Хасич получила степень бакалавра в области компьютерных наук в Университете Нью-Гэмпшира. Затем она получила степень магистра в области компьютерных наук в Университете Брауна в Род-Айленде (США) и степень доктора технических наук в Университете Уорика (Великобритания).
Однако на рабочем месте все было по-другому. Доктор Хасич столкнулась с дискриминацией на своей первой работе после окончания университета. Она работала инженером-программистом в Нью-Гэмпшире в первые дни становления интернета. Она вспоминает, что была очень благодарна и довольна своей зарплатой и не могла поверить, что даже получила премию при приеме на работу. Поскольку она была беженкой из Боснии, ей даже не приходила в голову мысль о том, чтобы обговорить условия своего контракта. Когда она узнала, что один из ее коллег мужчин, не соответствовавший заявленным требованиям, получал более высокую зарплату, чем она, она была шокирована и озадачена, но не стала поднимать этот вопрос перед своим руководителем. Она решила просто гордиться и ценить тот факт, что она участвовала в развитии неизведанных рубежей интернета. К сожалению, на этом ее испытания с гендерной дискриминацией в STEM-индустрии не закончились.
Доктор Хасич в конце концов вернулась в Боснию и Герцеговину, где после нескольких лет работы в промышленности вошла в мир науки. Она начала замечать, что когда ее студенты, изучающие информатику, заканчивали университет и подавали заявления на работу, женщинам было труднее получить работу, несмотря на их квалификацию. Она также заметила, что женщины, которые были ее студентами с более высокими показателями, получали повышение по службе не так часто, как мужчины. Движимая собственными наблюдениями и опытом дискриминации, а также увидев ее глазами своих студентов, доктор Хасич взяла на себя обязательство делать все возможное, чтобы поддержать и направить женщин в своих группах, в том числе служить для них примером для подражания.
Работая в частном университете в Боснии и Герцеговине, она не пользовалась льготами социальной защиты государственных университетов, особенно когда речь шла о декретном отпуске. Она брала шестимесячный отпуск на каждого ребенка. Возвращение на работу было нелегким, но ее стратегия заключалась в том, чтобы всегда оставаться верной себе, потому что работа и семья были для нее одинаково важны.
Зная, с какими препятствиями сталкиваются женщины в Боснии и Герцеговине при получении образования и карьеры в STEM, д-р Хасич проводит много времени вне работы, выступая в защиту женщин в STEM. Она работает волонтером в организации IT Girls и показывает своим ученицам, что карьера в STEM для женщин возможна. Она также начинает выступать за то, чтобы правительство собирало и использовало гендерно дезагрегированные данные (данные, собранные и проанализированные по полу, позволяющие увидеть различия между полами), начиная с кантонального Министерства образования и науки. Она заметила, что большинство их местных исследовательских грантов присуждалось группам, главными исследователями которых были мужчины, и, что еще более важно, оценочные комитеты почти всегда состояли из одних мужчин. Доктор Хасич провела анализ и распространила информацию в социальных сетях, а также через своих знакомых.
На вопрос о том, что необходимо сделать для обеспечения равного будущего в области STEM, доктор Хасич ответила, что она оптимистка. «У всех у нас есть предубеждения. Работа, которую необходимо проделать, огромна», - говорит она. «Это займет время, но мы должны научить девушек и женщин преодолевать трудности. Мы должны начать с молодого поколения. Мы должны успеть поймать момент.